Премьер-министр Александр Мунтяну заявил, что власти решили отказать «Лукойл-Молдова» в одобрении инвестиционной деятельности в республике и вернуться к ситуации, существовавшей до 2005 года, когда инфраструктура нефтяного комплекса аэропорта была приватизирована. Таким образом, в течение 20 дней все активы, согласно договору 2005 года, должны быть переданы в собственность государства. Что это означает, предположил экс-депутат парламента Олег Липский в эфире телеканала «Молдова 24».

«Мне трудно сказать, что это означает, но то, что сказано „переданы“ — это как понимать? То есть эти активы — они были куплены, приобретены в свое время? Или они как, они были тогда тоже переданы? Если они переданы были — значит, это было нарушение закона, это были вообще вопиющие вещи, это значит, что воровство на государственном уровне тогда произошло. Но я подозреваю, что так не было, скорее всего», — сказал он.

Липский отметил, что слова, сказанные Мунтяну — общие фразы, не несущие ничего понятного. Премьеру стоило было четко выражаться: мы забираем инфраструктуру у «Лукойла», национализируем, платим компенсацию.

«Вопрос: в чем смысл? Значит, венгры могут договориться с Трампом о том, чтобы они получали дальше нефть, потому что они без этого не могут обходиться. Это для них жизненно важно, экономика от этого зависит, и так далее. А Молдова — я не понял, зачем ездили Гросу, и кто там еще с ним ездил? Я думал, они по этому поводу поехали решать вопрос, по облегчению экономической судьбы страны – они там снежки, я видел, лепили, а дальше что?» — высказался экс-депутат.

Он уточнил, что руководство даже не пытается решать жизненно важные для страны вопросы, и это не только о «Лукойле». Что же касается компании, то если власти просто отберут активы — это будет воровством. Если речь идет о национализации и компенсации за это имущество, то нужно понимать, с каких средств правящая верхушка собралась это делать, когда «отобьет» деньги с этого имущества, когда оно даст результат и экономический эффект государству.

«Я еще мог бы понять иначе, допустим, ситуацию. Условно, фирма Х, государство проводит переговоры с фирмой Х и с «Лукойлом», и говорит: „Ребят, ну вот, так и так, вот там санкции мы терпим, можем из-за этого получить какие-то проблемы“ — я правда не знаю, какие, будут ли они вообще, какие-то проблемы? То есть, непонятно, нам же не сказали: а вот если этого не произойдет, что тогда будет? Вот что тогда будет? У нас отберут все наши золотовалютные резервы? Что произойдет в этом случае? Ну, допустим, нашли фирму, которая выкупила, договорились, выкупила актив — <…> ну, хорошо, но тут государство. Передадут государству — это как вообще?» — высказался Липский.

Он добавил: если США вводят санкции, то это нужно, чтобы расчистить себе дорогу на какой-то рынок. Однако что выиграет от этого Молдова, заключил экс-депутат, непонятно.

В свою очередь, эксперт в сфере энергетики Сергей Унгуряну рассказал, зачем Молдова присоединяется ко всем санкциям ЕС.