Кто держится за Москву, тот без тепла. Что нужно хозяевам PAS от Приднестровья?
Режим экономии газа на левом берегу — геополитический сигнал и показательная порка от Брюсселя. Такое мнение высказал экономист Дмитрий Тэрэбуркэ в эфире телеканала «Молдова 24».
«PAS тут как раз, я так полагаю, что, кроме финансового интереса, другого не имеют. Вопрос в их хозяевах — это, прежде всего, Брюссель», — прокомментировал он.
Тэрэбуркэ предположил, зачем Брюсселю может это понадобиться. Стратегическая цель, по его словам — это переломить старую энергосистему, когда был российский газ, и заменить завязкой на европейские коридоры поставщиков. Экономист подчеркнул: это не про тарифы сегодня, это про то, кто будет контролировать кран завтра.
«Для Приднестровья это значит, что хотят их лишить, регион, этого главного рычага самостоятельности, то есть дешевой энергии и тепла. Второй момент — это принуждение к политической схеме. Через дефицит тепла и остановку промышленности хотят подтолкнуть Тирасполь к реинтеграции на кишиневских условиях: налоговая, таможня, имущественные вопросы», — сказал эксперт.
По словам Тэрэбуркэ, интерес кишиневских властей прорисовывается в этом моменте, поскольку европейский газ дороже, и на разнице зарабатывают не только трейдеры, но и правильные чиновники. При этом газ остается российским — меняются только этикетки.
«Это геополитический сигнал, потому что Брюссель демонстрирует, что, кто выходит из орбиты Москвы, того поддержим, а кто будет держаться за старые схемы, тот останется без тепла. Это такая показательная порка для остальных», — сказал он.
Эксперт отметил, что роль также играет социальная инженерия. Дефицит и холод вызывают усталость, отток населения и раскол элит. Он предположил, что и на это идет расчет.
«Не знаю, насколько он эффективный. Я понимаю, что он людоедский — это точно», — заключил экономист.
В свою очередь, эксперт в сфере энергетики Сергей Унгуряну рассказал, почему в Приднестровье ввели режим экономии газа.