Президент Майя Санду заявила, что веттинг должен коснуться не только судей и прокуроров, но и адвокатов. Экс-министр юстиции Станислав Павловский в эфире телеканала «Молдова 24» объяснил, почему эта мера неприемлема в отношении правозащитников, и посоветовал главе государства сменить советников.

Дорожка беззакония. Чем рискует Санду в случае введения веттинга адвокатов?

«Майя Санду должна прогнать своих юридических консультантов, потому что они ей советуют такие вещи, которые дискредитируют ее как политика, дискредитируют ее как президента, которые в итоге могут вылиться для нее в уголовное преследование, со временем. Она сейчас чувствует себя на коне, она, там, может творить все, что ей придет в голову, но эти времена кончатся, а сроки давности по такой категории дела очень большие. Поэтому она должна найти себе нормального юридического советника, который не будет давать ей скатываться по этой дорожке беззакония», — сказал юрист.

Павловский подчеркнул, что веттинг в отношении адвокатов не может проводиться в первую очередь потому, что они, в отличие от прокуроров и судей, не являются государственными служащими.

«Веттинг в отношении адвокатов — это неприемлемая вещь по многим причинам. Во-первых, адвокаты не являются государственными служащими. В отличие от прокуроров и в отличие от судей, которые являются государственными служащими, которые финансируются из государственного бюджета, адвокат финансируется из кармана своего клиента. Клиент платит за услуги, а не государство, и в результате работа адвоката — это отношения между клиентом и адвокатом», — указал юрист.

По его словам, свобода работы с клиентами гарантируется Конвенция Совета Европы о защите профессии адвоката. Документ был подписан Молдовой в мае 2025 года, но пока не ратифицирован.

«В этой Конвенции гарантируется свобода работы с клиентами, то есть запрещение прослушивания телефонных переговоров, обысков, задержаний и тому подобное», — напомнил Павловский.

Он отметил, что адвокаты являются представителями свободной профессии, которые представляют позицию не государства, а своего клиента.

«Адвокат не может навязывать клиенту свою позицию, адвокат связан с позицией клиента. Даже если он не согласен с этой позицией, он не имеет права говорить клиенту, что я не буду тебя защищать, мне не нравится, что ты говоришь. Он обязан по закону, если он не будет действовать по закону, он лишится лицензии», — разъяснил Павловский.

В свою очередь, судья Марина Русу заявила, что ни одна страна Евросоюза не применяет механизм веттинга к адвокатам.